Водные каналы Индии . Керала

ВАСИЛИЙ КАРАВАЕВ
Водные каналы Индии. Керала
Просидев долгое время без паспорта в Гоа, я понял, что больше сил нет смотреть на жителей этого любимого мною штата, на пляжи, пальмы, море – на все, к чему так тянется турист, отдавая огромные деньги. Мне стало крайне необходимо сменить картинку. И в этот раз я выбрал Кералу.
Почти везде, куда может поехать турист, требуют паспорт для прописки: даже если вы приехали на одну ночь. В Керале я планировал жить и путешествовать на кораблике, поэтому, решив, что никто меня там проверять не будет, отправился в этот волшебный штат. Сделав на всякий случай в фотошопе левую ксерокопию паспорта, я собрал вещи, взял подружку, жену, ящик вина и отправился на вокзал.
Как хорошо, что мы сейчас живем в 2017-м году! Еще несколько лет назад, чтобы купить билет на поезд в Индии, нужно было ехать в кассы одного из вокзалов, стоять в очереди и общаться с туповатой кассиршей. А сейчас мне всего лишь стоило написать своему фэйсбучному другу, блогеру Коле Капелькину, мол, хочу уехать в Кералу. И через 5 минут на электронную почту пришли три билета до Алеппи и три билета из Кочина обратно в Гоа.
Приехали мы в индийскую Венецию в 4 утра. Ужасно неудобное время. Единственное такси, стоящее в это время на привокзальной площади, тут же было оккупировано семьей пухлых рисоедов. Слава Богу, на площади стояли несколько моторикш, иначе нам предстояло бы куковать до утра под строгими взглядами Маркса, Энгельса и Ленина.
Керала – коммунистический штат, и персонажей, изгнанных с вокзалов современной России, тут можно повстречать повсюду. Чтобы оплатить рикшу, мне пришлось заплатить пошлину: 1 (!!!) рупию. И заплатить водителю 89 (!!!) рупий. В своей первой книге я описывал феномен индийского таксиста, о котором мне рассказали друзья еще до моего первого появления в Индии. И я столкнулся с ним снова спустя 13 лет. Как бы вы ни старались объяснить таксисту, что вам нужно в определенное место, шансы, что сначала вас отвезут к «брату» водителя, очень велики. И в 4 утра нас привезли именно туда. Наорав на таксиста, мы все-таки попали к месту массового скопления домиков на воде – хаусботов.
Там же нас ожидал брат таксиста с заспанным немытым лицом. Выбрать себе кораблик в коммунистическом штате до начала рабочего дня (до 10 утра) практически невозможно. Все спят и не хотят думать о работе, даже понимая, что поезд привез новых туристов. Вся работа только в рабочее время. Кораблики можно было выбирать бесконечно, их тысячи. Какие-то обшарпаннее, какие-то новее, но разница незначительная. За двухкаютный хаусбот просят от 6 до 8 тысяч рупий. Во всех каютах номинально есть кондиционеры, везде горячая вода. В реальности горячую воду приносят в ведре с ковшиком, а кондиционер включают с 10 вечера до 7 утра. Я обошел с десяток ботов и остановился на первом, куда нас привел прилипчивый брат таксиста. Выбор пал на этот кораблик в первую очередь из-за повара: его лицо нам показалось приятным. Заплатив половину требуемой суммы, мы расположились поудобнее на диване под открытым небом и с интервалом в 30 минут стали спрашивать капитана, когда же мы отчалим.
Индийские «фифтинминитс» продолжались до 12 часов дня, но мы – тренированные индуисты, поэтому готовы были отплыть и к вечеру. Никогда не верьте рекламным проспектам, они всегда всё приукрашивают: особенно в Индии. Назвать Кералу индийской Венецией – то же самое, что назвать Венецией самарскую луку реки Волги.
Экзотичным в этих каналах нам показались только необычные, плавающие островками на поверхности водоросли. Ну, еще туристу могут показаться экзотикой кокосовые и бетелевые пальмы, змеи и домашние утки. Никаких джунглей, свисающих с берегов, проплывающих крокодилов и бегемотов вы там не увидите. Зато плавающих пластиковых бутылок и пакетов – как во всей Индии.
Желания искупаться в мутной речной воде у меня ни разу не возникло. За четверо суток плавания по каналу мы ни разу не видели натурального дикого берега. Абсолютно все берега аккуратно выложены камнем. Каналы в среднем в ширину от двухсот до пятисот метров, и между ними на узеньких полосках земли стоят аккуратненькие домики керальцев. В этом плане гоанцам есть, чему у них поучиться. Вокруг домов – чистые газончики, и никаких свиней с коровами.
Лично я, как человек, давно живущий в Индии, был готов к любым туристическим сюрпризам и все время былрасслаблен. А вот моя подружка немного разочаровалась. Радовало, что можно было на полной громкости слушать любимую музыку, пить привезенное с собой вино и курить. Приятно удивили цены на фрукты: в среднем на треть ниже гоанских. С алкоголем все обстояло значительно хуже. Горячительные напитки в продаже я не увидел нигде. На третий день у нас закончилось вино. Оставалась наслаждаться только едой. Перепробовав еду по всей Индии, могу авторитетно заявить, что керальская – самая вкусная.
Ежедневно, подавая еду, наш повар увлеченно рассказывал о каждом блюде. В стоимость аренды лодки (7000 рупий) входила и пища. Она была не острой и в достаточном ассортименте, чтобы удовлетворить как вегетарианца, так и мясоеда. Советую обязательно попробовать утку. Она тушится с подливой и стоит на берегу не дороже обычной курицы.
Пятый, последний день, мы решили провести в экскурсиях на побережье. Этот день нам понравился меньше всего. Керала забита тысячами магазинов с банальными кашмирскими сувенирами. Мы так и не смогли купить на память что-нибудь уникальное. Массажные салоны, которые нам попадались, тоже были в деревенском стиле и не вызывали у нас желания порелаксить часочек-другой. Знаменитый пляж Марарикулам, где можно купить только кокосы и мороженное, показался нам неинтересным и убогим. Скукотища, и вдобавок тысячи индийских туристов пялились на нас, как на инопланетян.
Единственное место, где мы комфортно провели последние 2 часа перед поездом, оказался огромный торговый молл в Кочине. Там я купил уникальную плетеную сумочку-корзинку своей жене для походов на пляж, и мы тут же обмыли покупку вкусным кофе с европеизированной выпечкой. Прибыв на вокзал всего за полчаса до нужного времени, мы были приятно удивлены, что наш экспресс-поезд опаздывает на 2 часа. Сиденья на вокзале этого города оказались самыми неудобными из всех привокзальных, на которых мне вообще приходилось сидеть. Видимо, спонсором этих сидений был расположенный по соседству от вокзала отель. Неподвижно сидеть на них больше трех минут было просто невозможно. Как бы сидящий человек ни старался, через какое-то время тело с этого стула начинает сползать, расслабиться невозможно. Устали за эти 2 часа ужасно. Радовал только бесплатный интернет.
Когда объявили номер перрона, мы первыми соскочили со своих мест и через 3 минуты уже ждали поезда. Но вместо него стоял какой-то другой, с другим названием и с другим номером. Мы прошли весь перрон, на каждом вагоне был указан совсем не наш номер. В недоумении мы встали напротив цифрового табло, готовые бегом перебежать на любой другой путь, лишь бы поскорее свалить домой. Но к нашему глубокому удивлению, как только ненаш поезд ушел, табло показало, что мы упустили свое счастье. Это был наш поезд, зашифрованный под другой.
В кассах нас обрадовали известием, что билетов на ближайшие дни нет. И мы, арендовав на вокзале комнату отдыха с одной кроватью, приготовились к худшему. Паспорта у меня не было, поэтому дорога самолетом нам не подходила, и, засыпая на вокзальной кровати, я уже мысленно торговался с таксистами, уговаривая их проехать с нами 800 километров до Гоа. И тут я вспомнил, что мы же живем в XXI веке. Коля Капелькин! Наш бэтмен Аллеппи. Через 5 минут у меня на смартфоне был билет на утренний поезд, правда, в плацкартный вагон. Но то был один из самых счастливых моментов нашего приключения. И даже 14 часов езды в окружении омлет-котлетов и не прекращающихся пений чайных баритонов не омрачили наше возвращение. Потому что нас ждал наш любимый Гоа.